На вчерашнюю игру меня натолкнула статья Ролана Барта "Романы и дети", где он высмеивает лицемерие буржуазного общества, поощряющего писательство женщин в качестве развлечения, отдыха от их главного занятия - рождения детей.
под катом - отрывок из статьи, www.labrys.ru/node/2548 - тут целиком.
читать дальше
"Но обратите внимание: женщины не должны воображать, что они тоже могут воспользоваться условиями молчаливого соглашения и избежать предварительной проверки на наличие у них извечного женского начала. Ведь женщины для того и существуют на земле, чтобы рожать мужчинам детей; они могут писать сколько угодно, могут улучшать свое положение, но ни в коем случае не изменять его; их библейское предназначение не может отменяться в связи с продвижением в обществе; за богемность, естественным образом присущую жизни писателя, они должны незамедлительно платить налог рожая детей.
Итак, вы можете быть свободной и смелой, играть в мужчину, заниматься, как и он, писательством, но никогда не отдаляйтесь от него, живите всегда под его присмотром, компенсируйте свои романы рождением детей; можете немного порезвиться на свободе, но затем быстро возвращайтесь к своим прямым обязанностям. Один роман, один ребенок, чуть-чуть феминизма, чуть-чуть супружеских обязанностей; пусть смелые опыты в области искусства будут крепко привязаны к семейным устоям: и литература и семья извлекут большую выгоду из такой перемены занятий; в области мифов взаимопомощь всегда плодотворна.
Например, присутствие Музы может придать возвышенность самым обыденным домашним занятиям; взамен, в качестве вознаграждения за добрые услуги, миф о рождении детей может передать Музе, пользующейся иногда не очень солидной репутацией, свою респектабельность, гарантированную трогательной обстановкой детской комнаты. Так что все к лучшему в лучшем из миров, то есть в мире «Эль»; женщина может быть уверена, что, как и мужчина, она вполне в состоянии достичь высшего статуса в сфере творчества. Но и мужчина может быть спокоен: он не лишится при этом своей супруги, ведь она сохранит свое природное свойство рожать детей по его желанию. Журнал «Эль» ловко разыгрывает сцену на манер мольеровских пьес: с одной стороны, он говорит «да», с другой — «нет», стараясь никого не обидеть; уподобившись Дону Жуану между двумя поселянками, «Эль» говорит женщинам: «вы ничем не хуже мужчин», а мужчинам говорит: «ваша жена всегда будет всего лишь женщиной»".
Эти женщины предпочли оставить одно лишь творческое наследие:читать дальше
1.
Джейн Остин, автор умных, ироничных и снискавших славу романов о любви, сама не стала, кажется, героиней ни одной счастливой любовной истории. Обожавшая танцы и развлечения, в выборе мужа Остин оказалась весьма разборчивой. Отказав трем претендентам на руку и сердце, она умерла незамужняя и бездетная, работая над новой книгой.
2.
Симона де Бовуа́р. Писательница и феминистка не смогла смириться с мыслью, что останется в истории любовницей Сартра. Расставшись с ним, она крутит романы в основном со своими ученицами и пишет "Воторой пол", где в ходе осмысления роли женщины в истории объясняет и свой сознательный отказ иметь детей.
3.
Эмили Дикинсон - одна из самых ярких и оригинальных американских поэтов, опубликовавшая при жизни десять стихотворений из тысяча восьмисот. В семейной жизни она была так же скромна - жила уединенно, считаясь среди соседей чудачкой и отшельником. Многие из ее стихотворений - страстных и откровенных - посвещены женщинам, что дало исследователям повод говорить о ее лесбийских наклонностях.
4.
Туве Янссон. Она создала удивительный волшебный мир, знакомый детям во всем мире, но биологической матерью мама Мумми-Тролля не стала. В речи, произнесенной по случаю присуждения золотой медали Ганса Христиана Андерсена, Туве Янссон заметила, что рассказывает сказки самой себе.
5.
Патриция Хайсмит - без преувеличения гениальная писательница, автор широко известных романов о Томе Рипли. Затворничество и алкоголь сделали из этой цветущей обаятельной женщины мрачную старуху; ее презрение к социальным условностям, жесткий характер и любовь к своему полу свели на нет возможность родить ребенка. Ее биографы говорят, что она никогда об этом не жалела и мечтала закончить жизнь среди ее обожаемых кошек - что и случилось.
6.
Маргарет Митчелл. Как и ее знаменитая героиня Скарлет О'Хара, Митчелл была бунтаркой, свободной и обворожительной красавицей, у которой отбоя не было от кавалеров. В какой-то момент она была обручена сразу с пятью мужчинами и дважды побывала замужем. Однако плодом брака стал не ребенок, а книга, экранизация которой до сих пор является самым кассовым фильмом в истории кино.
7.
Айрис Мердок. "Брак - это долгое плавание в тесной каюте" - сказала женщина, прожившая в браке с одним человеком 40 лет до самой смерти. Ее отношения с мужем казались странными и даже трагическими - ее одиночество, измены, его книга, описывающая растворение личности Айрис в старческом слабоумии... Как бы то ни было, они решили быть вместе до конца - только вдвоем.
8.
Беатрикс Поттер. У одной из самых популярных детских писательниц всех времен тоже не было детей. Она предпочитала животных: кроликов, собак, мышей, лягушек - они и стали поразительно человечными героями ее сказок. В 47 лет она все же вышла замуж и прожила в деревне еще 30 лет, занимаясь литературой, рисованием и сохранением природы Озерного края.
9.
Вирджиния Вульф: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната». Дети в этой комнате были бы лишними. К тому же с детства целый мир для Вирджинии занимала ее горячо любимая сестра, а потом - другая женщина, Вита Саквил-Вест, страстное чувство к которой легло в основу романа Вирджинии Вульф "Орландо".
10.
Гертруда Стайн, писательница и поэтесса, подруга Пикассо, Хемингуэя и Матисса, автор точных и запоминающихся словесных портретов своих современников. Ей не нужен был ни мужчина, чтобы почувствовать себя желанной, ни ребенок, чтобы ощутить себя вновь молодой. Она писала: "Внутри себя все мы одного возраста".
под катом - отрывок из статьи, www.labrys.ru/node/2548 - тут целиком.
читать дальше
"Но обратите внимание: женщины не должны воображать, что они тоже могут воспользоваться условиями молчаливого соглашения и избежать предварительной проверки на наличие у них извечного женского начала. Ведь женщины для того и существуют на земле, чтобы рожать мужчинам детей; они могут писать сколько угодно, могут улучшать свое положение, но ни в коем случае не изменять его; их библейское предназначение не может отменяться в связи с продвижением в обществе; за богемность, естественным образом присущую жизни писателя, они должны незамедлительно платить налог рожая детей.
Итак, вы можете быть свободной и смелой, играть в мужчину, заниматься, как и он, писательством, но никогда не отдаляйтесь от него, живите всегда под его присмотром, компенсируйте свои романы рождением детей; можете немного порезвиться на свободе, но затем быстро возвращайтесь к своим прямым обязанностям. Один роман, один ребенок, чуть-чуть феминизма, чуть-чуть супружеских обязанностей; пусть смелые опыты в области искусства будут крепко привязаны к семейным устоям: и литература и семья извлекут большую выгоду из такой перемены занятий; в области мифов взаимопомощь всегда плодотворна.
Например, присутствие Музы может придать возвышенность самым обыденным домашним занятиям; взамен, в качестве вознаграждения за добрые услуги, миф о рождении детей может передать Музе, пользующейся иногда не очень солидной репутацией, свою респектабельность, гарантированную трогательной обстановкой детской комнаты. Так что все к лучшему в лучшем из миров, то есть в мире «Эль»; женщина может быть уверена, что, как и мужчина, она вполне в состоянии достичь высшего статуса в сфере творчества. Но и мужчина может быть спокоен: он не лишится при этом своей супруги, ведь она сохранит свое природное свойство рожать детей по его желанию. Журнал «Эль» ловко разыгрывает сцену на манер мольеровских пьес: с одной стороны, он говорит «да», с другой — «нет», стараясь никого не обидеть; уподобившись Дону Жуану между двумя поселянками, «Эль» говорит женщинам: «вы ничем не хуже мужчин», а мужчинам говорит: «ваша жена всегда будет всего лишь женщиной»".
Эти женщины предпочли оставить одно лишь творческое наследие:читать дальше
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.
