Поняла, почему любое письмо для меня - это чередование мучений написания/наслаждений от перечитывания и редактуры, короче, невроз. Я почти никогда не имею представления о том, что хочу написать. Тороплюсь записать впечатления от ускользающих моментов до того, как они оформятся в моей голове. По сути, я понимаю, что хочу сказать, только перечитывая записанное. Когда думаю по-другому - долго размышляя, не заботясь о том, что это "забудется", "не воплотится", "потеряется", то потихоньку понимаю, что далеко не все надо записывать. Во многих случаях достаточно продумывать.
об ассимиляции
Пост серьезно зацепил. Последние полгода я провела в осмыслении собственной безвыигрышной позиции в групповых фантазиях моего окружения (как это описал бы Рональд Лэнг). Практическими следствиями осмысления стали, во-первых, ассимиляция, во-вторях, внутренняя отстраненность от этой ассимилиции, фига в кармане, "местами игривое нарушение правил". Сейчас я чувствую себя как человек, который долго пудрив расчесанную язву и скрыв ее наконец, обнаружил, что у него полно других - тех что не чешутся. Я начинаю замечать, что меня ограничивает уже признание мажоритарной группы - не только в том как я выгляжу и что говорю (это меня мало волнует, пока я "это контролирую" , но и в отношении к другим людям. Я по-прежнему выступаю против дискриминации - открыто высказываюсь за феминизм и права ЛГБТ, пресекаю насмешки над "толстыми", "уродливыми", "провинциальными", "глупыми" и "бедными", отказываюсь участвовать в играх типа "игнорируй его/ее". Это вполне комфортное для моей совести положение дел, пока сама я выступаю в роли: "гетеросексуальной", "красивой", "столичной штучки", "умной" и "обеспеченной". И я понимаю какие сложности вызвала бы не такая вот патронатная защита, а признание себя, например, сильно нуждающейся в деньгах, или лесбиянкой (вместо "сексуально раскрепощенной женщины, не чуждой экспериментам", или даже просто не заинтересованной в мужчинах.
о женском опыте
Я не хочу сказать, что ничего не знаю о том, что такое дискриминация. Но я представления не имею об огромном количестве ситуаций, выбросивших бы меня в незащищенность: инвалидность - своя или близких, старость, потеря имущества, потеря сексуального желания, брак с женщиной, беременность и роды и прочее. О таких вещах я и мои подруги не задумываемся и не говорим, они скрыты из поля публичности. Публичное пространство не готовит женщин к тому чтобы встретить жизнь лицом к лицу. Нам внушается, что самая большая проблема на жизненном пути - это плохая эпиляция. И одна из опасностей кооперации с мужчинами для занятия выигрышной позиции заключается в том, что сугубо женский опыт маячит на горизонте как нечто страшное и неизведанное, а потом выбрасывает тебя в пустоту больничной палаты, или семейной жизни, или на кушетку психотерапевта. Мы строим женскую жизнь "по наитию", без представлений о том, чего хотим и что можем себе позволить - многие реальные женские желания табуированы, заменены мифологией lables and love. Я думаю, что реальный феминизм начинается с некомфортных обсуждений, с ситуаций, когда ты принимаешь опыт другой женщины как потенциально твой, перестаешь закрываться от реальной жизни женщин вокруг тебя самолюбивыми байками "я особенная, у меня все будет по-особенному". Короче, когда перестаешь интересоваться только мужиками и (что часто одно и то же) собой.
Наверное подруг совсем нет, ведь все продираются через разные отношения, желания и проблемы, и если не этим жить, то что вообще можно обсуждать?
Зачем знать такие сложные слова, как дискриминация и феминизм, если беременность, старость и потеря сексуального желания - это некомфортные обсуждения?
По теме - если мне комфортно что-то обсуждать, значит, я вполне владею ситуацией обсуждения и своими чувствами. Феминизм мне нужен для того, чтобы обсуждать те ситуации, где мои чувства и мой контроль под угрозой, а не оставаться в ложном самоуспокоении.
почему неприятное? нет, просто совершенно не могу сопоставить выше написанное с жизнью. Как будто слишком много абстрактных понятий и отрешение от жизненного опыта. Мне это кажется нелогичным.
Поскольку дискуссия всегда начинается там, где что-то не понятно:
А как феминизм противопоставляется ложному самоуспокоению? Просто что вы подразумеваете под феминизмом как средством для обсуждения и почему без него нельзя это делать?
А вот первый пункт мне понравился
Когда я пишу, что мы с подругами не говорим, например, о старости - это не значит, что, подними одна из нас эту тему, она бы подверглась ханжескому осуждению или молчанию. Мы бы поговорили. Но что мы можем рассказать друг другу кроме мечтаний, страхов, хвастовства, житейских баек? Если женщины рассказывают про роды - это очень редко полноценный и откровенный рассказ о трудностях, боли, вдохновении, отчаянии, непонимании. Чаще это рассказ в жанре "мой путь идеальной матери (наш путь идеальных родителей) и куча препятствий на этом пути". А даже если ее рассказ максимально открытый и соответствующий ее ощущениям, с какой штампованной и однообразной реакцией мы часто встречаем такие рассказы. "Ну. теперь ты так счастлива, сюси-пуси, а что муж?" и т.д.
Кажется, это касается конкретных отношений между конкретными людьми, при чем тут феминизм? При том, что честное обсуждение женского опыта - это феминистская работа. Например, в конце 60-х радикальные феминистки придумали женские группы роста. Они часто проводились дома у кого-нибудь из участниц, хотя это мог быть и кампус, и какое-то левое место. В статье есть фото: женщины сидят на полу, с голыми ногами, у одной в руках сигарета. На другом фото все вытянули шеи и внимательно слушают говорящую, тоже на полу в позе лотоса. Это был уникальный опыт солидарности, изменивший жизни многих (помимо того что участницами групп были написаны программные феминистские тексты типа "Диалектика пола" Суламифь Файерстоун или "Личное - это политическое" Кэрол Ханиш). Или "Монологи вагины" - по сути, стэнд-ап шоу, получившееся потому что журналистка просила женщин разного возраста. национальности, социального положения и ориентации ответить на дурацкие вопросы типа "что бы сказала моя вагина, если б умела говорить?" В итоге это привело к созданию движения one billion rising против насилия над женщинами во всем мире.
В общем, мой феминизм - это подкрепленное чтением желание преемственности и солидарности с женщинами.
tes3m, Да, спасибо, Вы правильно меня поняли. Я хочу добавить, что это "что-то" не обязательно случается с женщиной, если она реализуется в профессии, вообще в большом мире. Это может быть простое осознание одиночества среди "близких".