Проблема "культурно обделенного лицеиста", о котором пишет автор процитированной в прошлом посте цитаты, поднимается не только французской социологией, известной левыми симпатиями. Американцы тоже про это пишут. После исследования Бурдье о французском университете «Homo academicus» вышла книга Джона Гильори об американской высшей школе. И вот, например, страница американской академической социологии на пинтересте, а в ней папка с пособиями для студентов-в-первом-поколении. Все довольно внятно, включая статьи "Почему я бешу профессора" о том, что в классе нужно слушать преподавателя, не опаздывать, читать что задают, чистить зубы, мыть руки. То есть, культурный капитал понимается гораздо более прямолинейно, скорее как этикет, чем как умение лавировать среди культурных пластов, чувствовать себя свободно в обращении с текстами, вообще подходить как игрок, не замыкаясь на своде правил, ограниченном профессорской лекцией или "замыслом автора".
О России: сравнительное исследование Москвы и Варшавы. Делается вывод, что московские студенты выходят преимущественно из семей с высоким культурным капиталом (высшее образование обоих родителей + больше 100 книг в доме). Показатели сами по себе сомнительные, принимая во внимание советскую систему образования и книжный дефицит, превративший покупку книг в форму престижного потребления советской семьи. Мне кажется, это исследование говорит скорее о способах культурного потребления семей, которые респонденты отнесли к "интеллигентным" и "мещанским" - к потреблению можно отнести и получение гуманитарного образования. Можно ли понять, что есть культурный капитал в России? Какие добродетели под ним понимать? Для Франции 60-х, например, понятно, что студент высшей школы должен будет работать с классическими текстами, поэтому отсеиваются не знающие греческий и латынь. Но каковы принципиальные требования к студенту/выпускнику самых престижных гуманитарных ВУЗов России? Их нет, потому что высшее гуманитарное не открывает для выпускника принципиально лучший рынок труда.
Всем, кто читает, вопрос: что для вас "культурный капитал" в России?