отрывок из французского учебника по социологии, который я сейчас читаю:
То, что называется «слабой работой», в действительности есть ничто иное как попытка ответить любой ценой (что, в отличие от ответа на вопрос зондажа, не будет просто зарегистрировано как чистое «мнение») на навязанный вопрос, подразумеваемая подоплека которого тем более скрыта от индивида, чем менее он близок школьной культуре. И если он не противопоставляет ей простое молчание, то это, безусловно, потому что молчание вызовет против него санкции более суровые, чем «пустословие», а с другой стороны, потому, что он обладает способностью худо-бедно мобилизовать формальные правила, подогнанные копределению школьной ситуации и воспринимаемой как таковая. Тот, кто ничего не знает, знает по крайней мере одно: что следует вести себя в соответствии с усвоенными в самом общем виде обычаями универсума, отличающегося своей «возвышенностью»: рассуждать — это значит делать вид или принимать позу, соответствующую кодексу, который не имеет никакого отношения к повседневной жизни.
читать дальшеАвтор «плохой работы» не может не обладать каким-то представлениемо том, что такое язык, производимый школой и для школы: усвоив за время учебы смысл оппозиции между «низким» и «высоким», он знает, что следует отказаться отобщих забот, «материализма», «несерьезности» некоторых «молодых», которые думают только о «деньгах», о «мопедах», о «телевизоре» и уважать великих авторов, общие точки зрения («история нам показывает, что...»), с высоты которых рассматривается «человек», «мир», «наука», «искусство», «философия» и т. д. За неимением более адекватных средств, он демонстрирует свою добрую «философскую волю», доводя отношение критической бдительности до навязчивой проверки каждой запятой в изложении сюжета, превращая усилия по систематике в бесконечное перечисление случаев, вариантов и выражая свою адекватность культурному порядку с помощью беспощадного морализаторского аскетизма поотношению к «эгоизму», «инстинкту», «садизму»... «человеческой природы». Вкаком-то смысле, культурно обездоленный лицеист обладает совокупностью знаний логически и этически конформных ожиданиям школьной институции. Чего ему «не хватает», так это способности свободно расположиться в универсуме соответствий, подстановок, преемственности и противоречий («чувство» — или«чувствительность» — противопоставляются «рассудочности»: онирасполагаются на стороне «тела», «природы» и т. д.). Плохой автор беспрестанно перечисляет все формы «желания» и считает правильным вынести в финале целомудренное осуждение «желанию», будучи неспособным уловить, что взависимости от того или иного случая «желание» определяется через противопоставление «разуму», «культуре»..., или через противопоставление«природе», «вещи», «потребности», то есть реестр концептов предписывает этому «концепту» переменное место, иногда близкое полю (низшему) «детерминизма», аиногда близкое полю (высшему) «свободы».
Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001.